Cтартовая страница

Статьи. Богословские основы, история и теория Древнерусского пения
Пособия для обучения знаменной и киевской нотации, богослужебные песнопения.
Разное. То что не вошло в другие разделы

Гостевая книга

Ответы на часто задаваемые вопросы о знаменном пении.

Раздел 1. Что это такое?

Раздел 2. Как это поется?

Раздел 3. Что, где, когда?

Раздел 4. А с какой стати?


Раздел 1. Что это такое?

Основные термины и понятия.

1. Что такое "знаменный роспев"?

2. Что такое "крюки"?

3. Что такое попевка?

4. Что такое фита?

5. Что такое двоезнаменник?

6. Что такое "раздельноречие"?

7. Что такое напевка?

Вопрос:

1. Что такое "знаменный роспев"?

Ответ:

Знаменный роспев - это древнейший вид Русского богослужебного пения (известен с XI века). Название происходит от термина "знамя", т.е. знак.
Знаменный роспев произошел от Византийского пения. Поется он в один голос (унисонно). Исконная форма нотации - крюковая (см.).

Вопрос:

2. Что такое "крюки"?

Ответ:

Крюки, или знамена - это знаки безлинейной знаменной нотации. Один крюк может описывать сочетание одного, или нескольких звуков разной высоты и длительности.

В отличие от пятилинейной нотации, крюки обозначают не "ступени звукоряда" (соль, ля), а мелодические ходы (соль=>ля).

Для изучения знаменной нотации Вы можете использовать интерактивное пособие Kruk tutor 0.2 b(4.1 Мб).
В этом пособии предусмотрена возможность не только увидеть расшифровку крюка или попевки обычными нотами, но и услышать их звучание, что должно облегчить задачу тем, кто плохо знаком с пятилинейной нотацией.

Вопрос:

3. Что такое попевка?

Ответ:

Попевка - мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного роспева. Попевка всегда записывается с помощью определенного сочетания крюков. В каждом гласе имеется характерный набор попевок, который отличает данный глас от других.

Подробнее о попевках можно узнать с помощью Краткого кокизника. (454 Кб gif, rar)

То же.(180 Кб, pdf - необходимо скачать шрифты)

Более серьезное изучение попевок возможно с помощью пособия Kruk tutor 0.2 b(4.1 Мб).

Вопрос:

4. Что такое фита? Зачем фиты используются в знаменном распеве?

Ответ:

Фита - это мелодический фрагмент, распеваемый на небольшое количество слогов. Фита получила свое название по основному символу, используемому для ее обозначения в тексте песнопения. Этот символ напоминает славянскую букву "фита". Кроме этого символа, в записи фит обязательно используются другие знамена.

В отношении фит следует различать их начертание (краткую форму записи) и "розвод" (расшифровку).
В старину фита всегда записывалась сокращенно - 3-6 и более певческих знаков (см. иллюстрацию).
При этом, распев фиты, который заучивался на память, мог иметь разную продолжительность: от 5-6 до 20 и более звуков.
Позднее (в к. XVI в.) появились т.н. "розводы", то есть расшифровки фит простыми крюками. В весьма распространенных книгах Калашникова (издания нач. XX в.) фиты даны только в розводах, а их сокращенная запись выпущена.

Фиты украшают знаменное пение, и это - главное их назначение. Однако фитное пение - не декоративная инкрустация роспева бессмысленными мелодическими вставками. Согласно старинному толкованию знамен Фита означает "философии истинной вседушное любление". Каждая фита имеет вполне определенный смысл.
Все фиты можно разделить на две группы.

1. Фиты "синтаксические". Они ставятся на стыках текстовых фрагментов - там, где заканчивается одна мысль и начинается другая. Эти фиты несут функцию смысловой паузы. По моему мнению, они предназначены для того, чтобы слушатель мог углубиться в смысл только что произнесенного текста. Мелос Фиты подытоживает предшествующую часть стихиры и подготавливает молящегося к следующей мысли.

2. Фиты "сакральные". Они ставятся над словами, обозначающими важнейшие духовные понятия. Например: Бог, Христос, Богородица и другие. Эти Фиты, как правило, длиннее "синтаксических" и отличаются большей красотой и сложностью мелодии.

Некоторые Фиты могут использоваться и как "синтаксические", и как "сакральные". К ним относятся, прежде всего "Окосердная" и "Мрачная, 4-го гласа".

Из вышесказанного ясно, что Фиты играют важную роль в осмыслении текста песнопения, придают ему большую выразительность.
По этой причине исключать их из напева, сокращать, или заменять другими оборотами следует лишь в крайнем случае. И делать это надо с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренней цельности роспева, его осмысленности.

Для более подробного ознакомления с фитами Вы можете скачать с этого сайта Краткий фитник. (539 Кб gif, rar) (собрание основных фит, встречающихся в знаменном роспеве, с расшифровкой пятилинейной нотацией).

То же. (75 Кб, pdf - необходимо скачать шрифты)

Вопрос:

5. Что такое двоезнаменник?

Ответ:

Двоезнаменник - это способ записи песнопения, в котором сочетается использование знаменной и пятилинейной нотаций. Двоезнаменники появились во второй пол. XVII века, по-видимому, с целью обучения русских певцов "киевскому знамени", т.е. пятилинейной нотации.

Вопрос:

6. Что такое "раздельноречие"?

Ответ:

Раздельноречие, наонное пение, хомония, полногласие - способ произнесения текстов при пении. Суть в том, что при таком пении полугласные ъ и ь, которые обычно не произносятся, принимают значение полноценных букв о и е, соответственно. Первоначально считалось, что раздельноречие появилось ок XIV века, в связи с "падением редуцированных" (полугласные буквы вышли из употребления в разговорной речи). Однако, имеются свидетельства того, что раздельноречное произношение в Русской Церкви могло возникнуть гораздо раньше.

Подробнее об этом можно прочитать в статье:
Д. Коротких. Хомония или истинноречие?

Вопрос:

7. Что такое напевка?

Ответ:

Напевка - устная певческая традиция общины, представляющая собой результат сокращения знаменного роспева, изменения некоторых черт его мелодики. Напевкой могут исполнятся как изменяемые, так и неизменяемые песнопения. Напевкой, по памяти, может петься весь годовой богослужебный круг.

В настоящее время напевка распространена у старообрядцев. Однако, напевкой по сути являются также Валаамский и Соловецкий обиходы, обиход Московского Успенского Собора, которые отражают местную практику православного пения в дореволюционный период. В к. XVI - XVII вв. были также распространены дьячковский роспев и крылосский. Не исключено, что они также представляют собой напевку.

В среде любителей древнерусского церковного пения бытует неверное понимание термина "напевка", как синоним "пения нА глас", или "пения на самогласен" т.е. исполнение изменяемых песнопений по образцу стихир малого знаменного роспева на "Господи воззвах". Эти термины не следует смешивать. Напевка - это более общий термин, не относящийся только к гласовому пению.

Более подробные ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить в справочнике на сайте "Вечерняя песнь"


Раздел 2. Как это поется?
Вопросы о певческой практике.

8. Что такое "исон"? Можно ли петь знаменный роспев с "исоном"

9. Можно ли, ориентируясь в богослужении на знаменный роспев, избежать затягивания службы?

Вопрос:

8. Что такое "исон"? Можно ли петь знаменный роспев с "исоном"?

Ответ:

Исон - выдержанный голос, который исполняется одной частью хора, в то время как другая группа певцов или солист поет мелодию распева. Предположительно, исон появился в Греческой Церкви, в XVII веке. Такое пение сейчас распространено в православных сербских, греческих, македонских, болгарских храмах. Интересно, что в пении коптов, сохранившем весьма архаичные черты, исон не используется.

На мой взгляд, присоединять исон к знаменной мелодии не следует. Заменный роспев никогда не пелся с исоном. Нет ни одного намека на обозначение исона в древнерусских певческих рукописях, нотированных знаменной нотацией. Нет упоминания об исоне и в непевческих источниках. В пении старообрядцев, сохранившем многие черты древнерусского церковного пения, также нет исона.

Только в последнее время, около 15 лет назад, в некоторых церквах РПЦ появились первые опыты по "прививанию" исона к знаменному роспеву. При этом в роспев вводится тональная окраска, которая вообще не характерна для древнерусского пения.

Что же касается "доказательств" древности пения с исоном, которые приводятся некоторыми исследователями, то эти доводы, во-первых, не встречают поддержки у значительной части отечественных музыковедов, а во-вторых этим фактам можно найти другое, более правдоподобное объяснение.

В качестве доказательства использования исона в древнерусском церковном пении обычно ссылаются на особый знак, напоминающий современную букву "Э", который встречается в записи путевых и демественных песнопений (подчеркнем, что в знаменных песнопениях знак "Э" не встречается). Однако, наличие этого знака вовсе не означает, что в этих песнопениях использовался исон. У этого факта есть другое, более правдоподобнее объяснение:

В записи многоголосных "строчных" песнопений XVI - нач XVII вв. после знака Э обычно стоит статья (певческий знак, обозначающий целую ноту), которая выпускается в более поздних одноголосных записях партии путя.

Исходя из этого факта, наличие знака Э можно объяснить тем, что он играл роль тона для предварительной настройки в многоголосном пении, а вовсе не использовался для "обозначения исона". Более того, наличие упомянутой статьи после знака "Э", в начале партии пути, или верха говорит о том, что голос, к которому относится обозначение знаком, не является "выдержанным", а представляет собой один из голосов строчного многоголосья, отличающихся подвижностью и сложной мелодикой.

Настройка, скорее всего, происходила следующим образом: певцы из партии, которая должна была вступать первой (чаще всего "путники", или "вершники") запевали первую статью, в тоне, который соответствовал данной попевке (в XVII веке он иногда обозначался пометой при знаке Э). В дальнейшем от этого "захвата" ответвлялись остальные голоса. Не случайно, в рукописях, на стыке фраз часто встречается термин "захват" (верхом, путем, низом). При этом нигде не упоминается об исоне. В текстах, описывающих строчное пение, говорится только о трех голосах - пути, верхе и низе. В демественном роспеве к ним добавляется еще демество. Ни один из этих голосов, судя по их записи, не является "выдержанным", а обладают развитой мелодикой.

Из сказанного следует вывод о том, что

1. Знак "Э" в путевом и демественном роспеве не относится к обозначению "исона". В песнопениях этих роспевов "исон" никогда не использовался.
2. В знаменном роспеве никогда не встречается даже знак "Э". Следовательно можно еще с большей уверенностью сказать, что "исон" не использовался в знаменном роспеве.
3. "Исон" в древнерусском пении - это всего лишь популярный миф. 4. Введение "исона" в знаменное пение есть ни что иное, как разрушение устоев древнейшего роспева Русской Православной Церкви.

Вопрос:

9. Можно ли, ориентируясь в богослужении на знаменный роспев, избежать затягивания службы?

Ответ:

В первую очередь хотелось бы подчеркнуть: не следует жертвовать уставностью службы ради красоты роспевов. Иной регент готов сократить количество спетых стихир ради того, чтобы оставшиеся были исполнены Большим знаменным роспевом, обладающим исключительной красотой мелодии, но очень продолжительным. Такой подход, к сожалению, говорит о продолжающем действовать в нас принципе "концерта на богослужении". Возрождение древних роспевов должно основываться прежде всего на понимании внутреннего смысла православного богослужения, его целостности. Вместе с тем, на современном клиросе, несомненно, может быть использовано все богатство древнерусского певческого наследия, - необходимо лишь правильно расставить акценты и действовать с рассуждением. Те же стихиры Большого знамени отлично подойдут для ночной службы под большие праздники (на многих приходах практикуются такие службы, например, на Рождество Христово и на Пасху). С другой стороны, на памяти полиелейных святых вполне можно спеть славники столпового роспева. Наконец, при пении вседневных служб "львиную долю" клиросного материала должны составлять малый знаменный роспев и подобны.

Еще одно преимущество перехода на знаменное пение - смещение "акцента" с неизменяемых песнопений на изменяемые. Как известно, "Сподоби Господи", "Ныне отпущаеши" по Уставу положено читать. Если следовать этим предписаниям, то высвободится время, которое ранее тратилось на певческое исполнение указанных песнопений. Таким образом, некоторое увеличение продолжительности службы из-за пения стихир знаменным роспевом частично уравновешивается опущением излишнего (неуставного) пения указанных песнопений.

Сокращается продолжительность богослужения и за счет отказа от партесных "концертов". Чрезмерно раздутые "Свете тихий", "Ныне отпущаеши", "От юности моея" и, в особенности, Великое славословие - обычная "награда" тем, у кого больные ноги. А вот духовной пользы от них, увы, немного.

Для регулирования длительности богослужения также необходимо уделить внимание изучению гласов и подобнов знаменного роспева. В этом случае церковная служба не превысит привычной для многих прихожан продолжительности. Умение использовать сокращенные напевы (малый знаменный роспев, подобны) позволяет головщику, управляющему пением хора, сокращать продолжительность службы, при этом не теряя в ее красоте и полноценности.

Существуют и иные методы варьирования продолжительности службы. Еще протопоп Аввакум говорил о том, что в старину (по-видимому, имелся в виду XVI в.) была практика при необходимости сокращать фитные роспевы. Синодальные издания Обихода, Праздников, Октоиха и др. содержат многочисленные примеры таких сокращений. По моему мнению, опытный головщик должен помнить как сами роспевы большинства употребительных фит, так и способы их сокращения.

Церковное певческое наследие, при благоразумном отношении к нему, способно духовно напитать молящихся, при этом они не почувствуют усталости и не станут роптать на "регента-изувера", а, напротив, с благодарностью воспримут труд певчих.


Раздел 3. Что, где, когда?
Вопросы о том как найти ноты, книги, где услышать знаменное пение.

10. В каких храмах можно услышать знаменные песнопения?

11.Где можно найти аудио-записи знаменного роспева?

12. Где можно найти книги о знаменном распеве и ноты (крюки)?

13. Есть ли в Интернете другие сайты о древнем церковном пении?

14. Существуют ли какие-то организации, связанные со знаменным пением?

Вопрос:

10. В каких храмах можно услышать знаменные песнопения?

Ответ:

В Москве есть несколько таких церквей.

Спасский собор Андроникова монастыря, (поется знаменный, большой знаменный роспевы, демество, путь; поют по нотам и, частично, по крюкам). Проезд: М. Площадь Ильича, далее пешком по ул. Сергия Радонежского до площади Сергия Радонежского, монастырь находится справа по ходу.

Церковь Воскресения Словущего при Душепопечительском центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье (знаменный роспев поется по крюкам). Проезд: м. Пролетарская, выход из последнего вагона от центра, по переходу до конца, выход направо. Идти вдоль улицы, возле перекрестка повернуть налево, подземный переход, направо и вверх. На Крутицах две церкви. Воскресенская - дальняя, вход справа, со двора, по лестнице наверх.

Троицко-Никольская церковь (св. Николы на Берсеневке). (служба совершается по старому, дониконовскому уставу, пение знаменное, раздельноречное, по крюкам). Проезд: м. Боровицкая, направо, по правой стороне моста через р. Москва. Спуститься вниз по лестнице возле Театра Эстрады, затем вдоль набережной, мимо ТЭ. Следующее здание - набережные палаты, относящиеся к храмовому комплексу. Вход - через ворота в середине палат, либо чуть дальше, возле красных палат Аверкия Кириллова, через калитку, налево (к ТЭ можно также пройти от м. Полянка).

Это лишь некоторые храмы, в которых богослужение поется знаменем.

В Москве есть также старообрядческие церкви и молельни, например церковь св. Николы у м. Белорусская. Если Вы решили послушать пение старообрядцев, постарайтесь не смущать их поведением, привычным в православных храмах, - не креститесь троеперстно, не прикладывайтесь к образам. Все это может спровоцировать конфликт и помешать знакомству с певческой культурой старообрядцев.

Информацию о знаменном пении в церквах других городов, можно найти здесь.

Вопрос:

11.Где можно найти аудио-записи знаменного роспева?

Ответ:

Хороший выбор аудио-файлов предложен на сайте Вечерняя песнь"
Там же можно заказать диск по почте.

Можно назвать еще несколько ссылок.

Литургия св. Иоанна Златоустаго.
Хор братии московского подворья Троице-Сергиевой Лавры. Достойно есть.
Для доступа к файлам необходимо зарегистрироваться.

Литургия знаменного роспева
Хор под управлением А. Гринденко.

Вопрос:

12.Где можно найти книги о знаменном распеве и ноты (крюки)?

Ответ:

Вот краткий список основных ресурсов в Интернете, где есть файлы, доступные для скачивания.

Некоторые материалы есть на этом сайте, в разделах
Статьи.
(Статьи и доклады о древнерусском церковном пении).
и
Пение.
(Песнопения в изложении крюковой и нотно-линейной нотацией).

Другие ресурсы:

Знаменный фонд. Большое собрание песнопений, нотированных крюками и нотами, в формате zf (текстовое представление крюков). Для работы с файлами фонда нужно установить инструментарий. Многие файлы доступны и в других, более распространенных форматах.

Древний глас. Литургия знаменного и византийского роспевов.

Cайт Ахтырского монастыря (Литургия знаменного и византийского роспевов).

Крылошанинъ Ноты валаамского обихода в формате NWC, PDF, MIDI.

Вечерняя песнь Книги Н.Д. Успенского, прот. Бориса Николаева и др. Праздники Синодального издания, в квадратной киевской нотации.

Московская регентско-певческая семинария Книги Разумовского, Вознесенского, Потулова. Имеются также отсканированные Синодальные издания Октоиха, Ирмология, Обихода и Триоди в квадратной киевской нотации и другие дореволюционные издания. Есть отсканированные Морозовские издания на крюках:

Обиход всенощного бдения
Обиход Божественной Литургии
Праздники
Трезвоны

Вертоградъ Книги Металлова, Смоленского и др. высылаются по почте. Есть возможность заказать уникальные сборники троестрочного пения: Обиход Литургии и Всенощного бдения, Задостойники и песнопения Постной Триоди. Нотация квадратная, киевская.

Кроме того, книги по древнерусскому певческому искусству можно найти в православных книжных магазинах. В Москве есть смысл поискать в "Православном слове" и в магазине Издательства Московской Патриархии на Погодинской улице (недавно начато переиздание Синодальных квадратно-нотных сборников). Также можно найти некоторые научные издания в магазине издательства "Музыкальная Академия".

Крюковые печатные издания и рукописи можно приобрести в книжной лавке при старообрядческой церкви св. Николы у м. Белорусская.

Нотные расшифровки можно найти в лавке при Спасском соборе Андроникова монастыря.

Вопрос:

13. Есть ли в Интернете другие сайты о древнем церковном пении?

Ответ:

Да, и их число с каждым годом возрастает.
Основные ресурсы, связанные с древними церковными роспевами перечислены здесь: полезные ссылки.

Вопрос:

14. Существуют ли какие-то организации, связанные со знаменным пением?

Ответ:

Единственной организацией на общественных началах пока является Общество Любителей Древнерусского Пения во имя святителя Иова Московского. Проводящего ежегодные съезды любителей древнерусского певческого искусства. Действует сайт общества и форум, на котором обсуждаются вопросы, относящиеся к древнерусскому певческому искусству.

Государственные учреждения, имеющие отношения к знаменному роспеву: Кабинет древнерусской музыки при МГК (заведующий И.Е. Лозовая, преподаватель Н.Г. Денисов), в Спб Государственной Консерватории подготовкой специалистов по древнерусскому певческому искусству занимается А. Н. Кручинина. Изучение древнерусского певческого искусства также является одним из предметов, изучаемых в МГУКИ (Т.Ф. Владышевская, М. Макаровская) и ПСТБи (М.В. Богомолова).

У названных специалистов можно получить консультации по поводу изучения древнерусских роспевов.


Раздел 4. А с какой стати?

В этом разделе - ответы на острые вопросы и недоумения, связанные со знаменным пением.

15. Зачем менять партесное пение на знаменное, которое уже прочно забыто?

16. Знаменное пение устарело. К чему возрождать то, что не отвечает требованиям времени?

17. На каком основании знаменный роспев считают более духовным, чем партес?

18. Знаменное пение - только для монастырей. Зачем вводить его на приходах?

19. Знаменщикам просто нравится знаменный роспев. При чем тут духовность?

20. Почему знаменный роспев следует считать одноголосным, ведь существует множество его гармонизаций?

21. Какова роль мелодии знаменного роспева в молитве?

Вопрос:

15. Партесное пение, на сегодняшний день, используется в Русской Православной Церкви практически повсеместно, а значит, оно отвечает всем требованиям, предъявляемым к церковному пению. Зачем же менять его на знаменное пение, которое уже прочно забыто?

Ответ:

Не всякая традиция (даже укоренившаяся) действительно является эталоном совершенства. Как учил св. Киприан Карфагенский: "Обычай без истины - есть застарелое заблуждение". История церковного пения в России показывает, что многие явления, хотя и существовали на протяжении долгого времени, тем не менее, не всегда представляли собой действительную ценность. К таким явлениям следует отнести, например, пение запричастных концертов, против которого многократно выступали видные иерархи Церкви и издавались Синодальные постановления.

С другой стороны, часто в забвение приходят традиции, достойные всяческой поддержки и развития. Например, в нашей Церкви долгое время прочно забытым оставалось пение стихир "на подобен". Вместо подобнов на клиросах звучали обыкновенные обиходные напевы, что, без сомнения, обедняло наше богослужение. Традиция пения подобнов, пришедшая к нам из Византии вместе с Православием, пресеклась, видимо, в XVIII-XIX вв. и сохранялась лишь в некоторых монастырях, а также в Московском Успенском соборе.

К счастью, древнюю традицию удалось возродить известному лаврскому регенту, архимандриту Матфею (Мормылю). Его трудами были изданы лучшие образцы монастырских подобнов в многоголосном изложении. Мало того, благодаря его усилиям, эти подобны вновь зазвучали на клиросе. Надо отметить, что, по его словам, введение подобнов в Лаврское богослужение первоначально встретило ожесточенное сопротивление "традиционалистов". И все же, с Божией помощью, подобны вновь начали входить в обиход русских клирошан. Дай Бог, чтобы то же произошло и со знаменным пением.

По моему мнению, незаслуженное забвение древних роспевов обеднило нашу службу еще более, чем оставление пения подобнов. Возрождение знаменного, путевого, демественного роспевов способно приблизить наше богослужение к требованиям Устава и обогатить его во многих отношениях.

Вопрос:

16. Знаменное пение устарело, оно не подходит для современного богослужения. К чему возрождать то, что не отвечает требованиям времени?

Ответ:

Не следует в церковных делах следовать "духу века сего". Этот беспокойный дух постоянно подгоняет нас: "Спешите жить, срывая на бегу цветы удовольствий! Если же вы стараетесь найти себя в христианстве, то ищите прежде всего душевного услаждения и эмоционального удовлетворения: приятного для глаза и слуха. Человеку должно быть комфортно в храме". Этот дух себаритства, душевного самоуслаждения и самоуспокоенности чужд Православию. Напротив, трезвение, покаяние, постоянная собранность помыслов - желанная цель любого христианина. Какой же другой вид церковного пения, кроме знаменного, столь же удобен для совершенствования в названных добродетелях?

Партесный концерт, во всяком случае, не соответствует духу Православия. Характерная для этого вида религиозной музыки вычурность форм, иногда даже ариозность, вольность по отношению к священным текстам - все эти недостатки говорят о недопустимости исполнения в храме партесных концертов. Об этом уже много было написано (см., например, статью Д. Юревича на сайте "Вечерняя песнь").

Если же говорить о т.н. Обиходе, то его монотонная гармония, к сожалению, заглушает то, что осталось в нем от старинных церковных мелодий. Св. Филарет Московский и св. Игнатий Брянчанинов указывали на необходимость сохранения характера древних роспевов. Увы, Обиход не всегда соответствует этому критерию.

Обратимся к истории. В XVIII веке "ревнители прогресса" отвергли святоотеческое наследие. Были прочно забыты основополагающие принципы восточного христианства. Просвещенным членам русского общества предлагалось расширять свой кругозор с помощью трудов Вольтера, Руссо и западных мистиков. К чему, в конце концов, привело такое "расширение", всем известно.

Косвенным результатом "вестернизации" русского Православия стал отход от традиционных форм церковного искусства. Была похоронена древнерусская икона. Ее списали в утиль, обозвав старинные образа "черными досками". Вместо них в Церковь внесли картины, изображавшие "христианские идеи" на западный манер. Вместе с иконописью пострадало и древнее пение. На русский клирос сначала проник украинский партес (ведущий свое происхождение от польских кантов), затем его сменили итальянские оперы и, наконец, - бездушные немецкие хоралы.

К счастью, не все русское общество ринулось тогда вслед за глашатаями "современных веяний в христианстве". Нашлись и подлинные искатели святоотеческой мудрости, которые сохранили для своих потомков Православие. В конце концов, слава Богу, западный крен в Богословии был благополучно преодолен. Благодаря этому, вновь расцвела в Церкви древняя иконопись, "черные доски" вдруг заговорили языком удивительной глубины и красоты, изумившей даже просвещенных уроженцев Запада.

Возродился в России и интерес к древнерусскому церковному пению. Еще в XIX веке выходили научные труды по этой тематике, закладывалась основа для возрождения старинных роспевов. Судя по сегодняшнему росту популярности древнерусских роспевов среди клириков, певчих и прихожан, можно надеяться на улучшение ситуации и в области церковного пения. Не будем же следовать расхожим мнениям, повторяя за другими малодушные слова сомнения и боязни. Лучше постараемся воплотить в нашей жизни подлинный дух Православия, а через это нам сделается понятным и древнее церковное пение, которое этим духом порождено.

Вопрос:

17. Чем знаменное пение превосходит партесное? На каком основании его считают более духовным?

Ответ:

Прежде всего, основанием для такой позиции служит мнение святых отцов о церковном пении. Знаменный роспев наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к церковному пению Уставом. Принципы организации знаменного роспева полнее учитывают специфику конкретного богослужебного текста.

Наконец, некоторые отцы Русской Православной Церкви высказывались о знаменном роспеве, как о явлении высокой духовной ценности (см. например статью св. Игнатия "Понятие о ереси и расколе"). Ничего подобного не было сказано о пении партесном, или обиходном. Все это позволяет нам говорить, что знаменный роспев наиболее полно соответствует требованиям, предъявляемым к церковному пению.

Это, впрочем, не означает, что, скажем, обиходное пение следует безжалостно искоренять. Необходимо прежде всего осознать приоритеты. Чем искреннее мы последуем за отцами в христианском делании, тем естественнее будет отказ от многоголосного пения в пользу знаменного.

Вопрос:

18. Знаменное пение - только для монастырей (и то не для всех, а только для самых аскетичных). Зачем же вводить его на приходах, ведь мирянам трудно молиться под это пение?

Ответ:

Конечно, духовная ценность знаменного роспева не должна служить поводом для насильственного введения его на приходах. Однако, духовный рост прихожан способен со временем сделать для них знаменный роспев прекрасным подспорьем в молитве. Как подвижническая жизнь монашествующих всегда были примером для благочестивых мирян, так и знаменный роспев, аскетичный и трезвенный, способен привести душу мирянина в умиление, чуждое расслабленности и себаритства. Не случайно, тот богослужебный Устав, которым мы пользуемся сегодня в приходских церквах, является уставом монашеским. Хотя мы, к сожалению, сокращаем службу, все же, ориентиром для нас остается Типикон. Необходимо помнить о том, что если не понуждать самого себя, то не будет и духовного роста.

Вопрос:

19. Знаменщикам просто нравится знаменный роспев. При чем тут духовность?

Ответ:

Необходимо различать эстетические достоинства и духовную ценность роспева.
Древние роспевы окутаны тонким очарованием старины. Поэтому случается, что певчий, заинтересовавшийся знаменем, поначалу просто "играет в древность". Молитва в этом случае, отходит на второй план, чего быть не должно. Но если кто-то полюбил древние роспевы за внешнюю красоту, или за их древность, то, возможно, скоро поймет и их духовную ценность.
Правильному отношению к красоте напева можно поучиться у святых и авторитетных иерархов нашей Церкви. Вот что писал в начале XX века владыка Арсений (Стадницкий), поборник возрождения древних роспевов в России: "С богослужебным пением происходит аналогичное тому, что у нас, в России, произошло с иконописью. Было время, когда к написанию ликов Спасителя, Божией Матери, св. угодников Божиих приступали с молитвою, с постом, когда иконописцы на свое дело не смотрели, как на ремесло. Оттого в древних храмах XII-XVI веков иконопись носит особый характер. То правда, что в ликах, написанных в это время, нет тонкости, строгой пропорциональности, но зато у них имеется одно такое преимущество, которое безконечно возвышает древнюю иконопись пред современною: в них отпечатлевается святость".
Эти слова владыки Арсения перекликаются со словами святителя Игнатия Брянчанинова: "Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства - очевиден, но он исчезает пред духовным достоинством".
И действительно - с точки зрения мирской живописи икона примитивна, также, как с точки зрения мирской музыки знаменный роспев неинтересен и монотонен. Однако и старинная икона и древний роспев изобильно напоены божественной благодатью. Эту духовную красоту любить незазорно, потому что она - подлинная.

Вопрос:

20. Почему знаменный роспев следует считать одноголосным, ведь существует множество его гармонизаций?

Ответ:

Знаменный роспев является разновидностью монодии, или одноголосья. Именно так его определяет музыкальная энциклопедия, так понимают смысл данного термина все серьезные медиевисты.

Никаких следов многоголосья в древнерусских рукописях старше конца XV века найдено до сих пор не было. Неизвестны также подлинные и достаточно древние свидетельства непевческих источников в пользу существования многоголосного церковного пения на Руси в период с X по XV век. Конечно, отсутствие доказательств в пользу многоголосья еще не является автоматически свидетельством в пользу монодии. Тем не менее, судя по происхождению знаменного роспева от Византийского пения (см., например, работы И.Е. Лозовой), он, скорее всего, был одноголосным видом церковного пения на всем протяжении своего существования.

Рассмотрим известные нам формы гармонизаций знаменных мелодий на предмет выявления их отношения к знаменному роспеву.

Т.н. знаменное многоголосье, возникшее в сер. XVII века, под влиянием западной музыкальной мысли, не дает основания говорить о гипотетическом существовании многоголосного знаменного пения в предшествовавший период. Несомненно, гармоническая составляющая знаменного многоголосья вторична по отношению к мелодии и возникла значительно позднее. Не случайно в музыкальной медиевистике для указанного вида многоголосья используется особый термин, отделяющий его от собственно знаменного роспева.

Строчной и Демественный виды многоголосья возникли, по-видимому, в к. XV века на основе Путевого и Демественного роспевов. Они, так же, не имеют прямого отношения к знаменному роспеву.

Наконец, композиторские переложения отдельных знаменных песнопений, написанные в XIX-XX вв. также нельзя отнести непосредственно к знаменному роспеву. В первую очередь, необходимо учесть временной фактор. Знаменные мелодии существовали в Русской Церкви практически со времени ее основания, тогда как авторские гармонизации возникли в позднее время. Во-вторых, даже если смотреть на поставленный вопрос не с точки зрения музыковеда, а с точки зрения современного клирошанина, эти переложения не могут быть отнесены к тому же виду песнопений, что и древний знаменный роспев. Дело в том, что творческая индивидуальность авторов гармонизаций внесла столь значительные изменения в первоначальное звучание знаменных песнопений, что серьезно говорить о принадлежности гармонизаций к некоему органичному целому, включающему и древнее одноголосье, невозможно. Даже двухголосная гармонизация Догматиков Кастальским не стала органичным дополнением знаменного роспева.

Наконец, разнородность приемов гармонизации, а отсюда и стилистическая неоднородность различных переложений резко противоречит идее роспева, как целостной музыкально-литургической системы, во всей полноте осуществленной в древнем знаменном роспеве.

Итак, ни один из известных на сегодняшний день видов гармонизации не вправе претендовать на ассоциирование с изначальным одноголосным знаменным роспевом, который является древнейшим и уникальным роспевом Русской Православной Церкви.

Вопрос:

21. Какова роль мелодии знаменного роспева в молитве? Церковная мелодия служит всего лишь для передачи эмоций или это нечто большее?

Ответ:

Св. Григорий Нисский считал что церковная мелодия весьма способствует молитве.

"Церковь сладкопением углубляет смысл сказанного, когда сама музыка раскрывает, насколько возможно, мысль, заключенную в тексте. Этой приправой, как сладостями, придается вкус пище уроков".

"Все, что согласовано с нашей природой, приятно ей. И музыка согласна с нашей природой. Поэтому великий Давид к мудрому учению о добродетелях присоединил сладкопение. В высокие догматы он влил как бы медовую сладость, при помощи которой наше естество излечивает себя. Исцелению нашего естества способствует гармоничность жизни, которой, по моему мнению, прикровенно способствует сладкопение. Может быть, оно призывает к высокому состоянию жизни, к тому, что нрав добродетельных не должен быть грубым, страстным, не издавать, как и струна, слишком высокого звука, потому что чрезмерно натянутая струна издает неверный звук. И, напротив, они не должны ослаблять свои силы сластолюбием, потому что душа, расслабленная таковыми страстями, становится глухой и немой. И строй души также нужно по временам повышать и понижать, чтобы в нравах всегда сохранялись гармония и добрый лад, без распущенности или чрезмерной натянутости".

"Безыскусный напев сплетается с Божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами..."

Знаменный роспев наилучшим образом удовлетворяет этому последнему условию. Он служит как бы истолкованием литургического текста. Употребление той, или иной попевки, фиты, или лица зависит прежде всего от строения фразы и от ее смысла. (О роли фит в знаменном роспеве см.).


Другие вопросы Вы можете задать, написав автору сайта, или отправившись на форум любителей древнерусского певческого искусства.










English v.

Обновления

Карта сайта

Пишите нам!

Поиск:














Дьячье око
Сайт о древне-церковной певческой культуре.
Знаменный фонд
Крылошанинъ
Православное Литургическое Содружество
Древний глас
ОЛДП во имя св. Иова
Скит на болоте
Каталог Православное Христианство.Ру




Home Articles Neumas Trifles Gbook



Graphics by GIMP get Ooo! get firefox!
Вечерняя песнь: счетчик закачек